Институт


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования» (сокращенно НОУ ВПО «ИДПИГО») — высшее учебное заведение, образованное в 1996 году. До 6 декабря 2012 года институт носил название НОУ ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства».

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ выдана бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1421 от 06 мая 2015 г. по направлениям бакалавриата, специалитета, программам дополнительного образования: повышения квалификации и  профессиональной переподготовки.

Институт реализует подготовку компетентных, конкурентоспособных профессионалов в сфере культуры и искусства, востребованных на рынке труда. В образовательной системе вуза функционирует два факультета и восемь кафедр, обеспечивающих обучение по следующим направлениям:

54.03.01. Дизайн

54.05.03 Графика

51.03.01 Культурология

50.03.04. Теория и история искусств

54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

51.03.02. Народная художественная культура

44.03.01. Педагогическое образование

КОНЦЕПЦИЯ
развития НОУ ВПО «Института дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования» на период с 2016г. по 2022 г.

Концепция развития НОУ ВПО «ИДПИГО», далее Институт, опирается на научное понимание культурологического личностно-ориентированного образования, определяемое как образование, в центре которого находится человек, познающий и творящий культуру и искусство в процессе диалога, обмена смыслами и идеями, созидающий и творящий. Концепция развития Института опирается на педагогическую парадигму, являющуюся логическим продолжением процесса реформирования высшего образования в современной России. Развитие высшего образования обусловлено несколькими факторами, среди которых можно выделить:
а) проблематичность институционального статуса и трудоустройства выпускников в сфере культуры и искусства в современном обществе;
б) появление новых областей педагогического знания;
в) дискретность в воспроизводстве историко-культурной традиции;
г) реформирование системы образования при отсутствии единой цели и идеологической концепции проводимых реформ;
д) технологизация общественного разделения труда в воспроизводстве гуманитарного и художественного знания, отсутствием культуры потребителей и получателей знания в образовательных системах, наличием длительного периода политического утопического волюнтаризма в области образования и воспитания.
Цель образования поиск новой парадигмы, обусловленной сложившейся к настоящему времени педагогической традицией, требующей конструирования реальной действительности.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основание для разработки: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования 2011-2020гг.».
Исполнители: коллектив НОУ ВПО «ИДПИГО».
Сроки реализации: 2016 – 2022 годы.
Назначение Концепции: содействие в проведении единой государственной политики в области ВО в условиях модернизации российского образования и интеграции в мировое образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией с сохранением содержательной уникальности отечественной системы профессионального образования для отрасли культуры и искусства. Обеспечение поступательного развития Института и повышение качественного образования в области культуры и искусства.
Концепция развития Института и Программа ее реализации призваны обеспечить выполнение стратегических целей учебного заведения – развитие инновационных образовательных технологий, создание благоприятной базы для научной, проектной и образовательной деятельности в сфере науки, образования, культуры и искусства; удовлетворение спроса потребителей на образовательные и другие востребованные услуги на региональном, российском и международном уровнях посредством обеспечения высокого качества подготовки специалистов сферы, образования, культуры и искусства.
Прогнозируемые результаты:
реализация Концепции должна позволить:
 привести к 2022 году систему образования Института в соответствие с принципами Болонской декларации;
 содействовать проведению единой политики Института с системой образования РФ, конструктивно решающей задачи реформирования культурологического, социокультурного, этнокультурного и художественного образования на основе приоритетов XXI века;
 усовершенствовать институциональную форму организации образовательной деятельности НОУ ВПО «ИДПИГО»;
 обеспечить становление системы непрерывного образования («Обучение в течение всей жизни») в области дизайна, искусства, культурологии, педагогики;
 обеспечить концентрацию ресурсов, научно-педагогических и инновационных инициатив в целях совершенствования образовательного процесса и капитализации культурного ресурса;
 обеспечить внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
 обеспечить удовлетворение потребностей заинтересованных сторон на качественные образовательные и другие востребованные услуги;
 установить взаимовыгодное сотрудничество с профессиональной и творческой средой, субъектами социального и образовательного партнерства;
 повысить привлекательность и престиж Института на региональном, российском, международном уровнях.
Принципы разработки Концепции:
При разработке Концепции развития Институт придерживается ряда принципиальных положений, создающих обоснованную нормативную базу планирования и эффективный механизм управления:
 соответствие создаваемых рабочих планов государственной политике в области высшего образования;
 активное взаимодействие с внешней средой;
 концентрация деятельности на приоритетных проблемах;
 гласность и прозрачность деятельности Института.
Внутренние гарантии реализации Концепции:
 традиции Института как вуза культуры и искусства Санкт-Петербурга и России;
 высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава Института;
 функционирование системы менеджмента качества образовательных услуг.
Внешние гарантии:
 ежегодный мониторинг системы менеджмента качества Министерством образования и науки РФ;
 наличие лицензии Института.

2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования» (сокращенно НОУ ВПО «ИДПИГО») — высшее учебное заведение, образованно в 1996 году. До 6 декабря 2012 года институт назывался НОУ ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства». Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ выдана бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1421 от 06 мая 2015 г. по направлениям бакалавриата и специалитета, программам дополнительного образования: повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Институт осуществляет подготовку компетентных, конкурентоспособных профессионалов в сфере культуры и искусства, востребованных на рынке труда. В образовательной системе вуза функционирует два факультета и восемь кафедр, обеспечивающих обучение по следующим направлениям подготовки:
54.03.01. Дизайн
54.05.03 Графика
51.03.01 Культурология
50.03.04. Теория и история искусств
54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
51.03.02. Народная художественная культура
44.03.01. Педагогическое образование

SWOT – АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ВПО «ИДПИГО»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
— ключевые компетенции ППС;
— эффективность механизма социального партнерства с учреждениями науки, образования, культуры и искусства;
— разработанность УМК и ЭУМК по всем дисциплинам;
— разработанность учебно-методических изданий;
— наличие мастерских по всем видам профессионального образования.
ВОЗМОЖНОСТИ
— расширение образовательных услуг;
— развитие информационной среды;
— активирование современных инновационных технологий в учебном процессе;
— развитие профессиональной переподготовки по всем специальностям в сфере дополнительных образовательных услуг института;
-активизация и расширение связей с рынком труда и работодателями.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
— недостаточность изучения рынка труда региона и рынка образовательных услуг;
— устаревание учебно-лабораторной базы. УГРОЗЫ
— демографическая ситуация;
— активизация конкурентов на рынке образовательных услуг;
— сокращение материальной базы.

SWOT – АНАЛИЗ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
— обеспечение доступного коммерческого обучения;
— стабильность набора абитуриентов;
— связь института с работодателями на основе изучения потребности на рынке труда;
— наличие договоров с различными предприятиями и образовательными учреждениями для прохождения практики по специализации.

ВОЗМОЖНОСТИ
— открытие новых профилей по всем направлениям подготовки;
-активизация и расширение сотрудничества с рынком труда по трудоустройству выпускников;
— повышение престижа профессии в области искусства и культуры;
— усиление практико-ориентированного компетентностного подхода по всем направлениям подготовки;
— активизация проектирования и моделирования инноваций в образовательной деятельности.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
— сложность трудоустройства по специальностям;
— устаревание учебно-лабораторной базы;
— необеспеченность инновационным мультимедийным оборудованием. УГРОЗЫ
— неопределенность спроса на специальности.
— демографическая ситуация;
— повышение оплаты за обучение.

SWOT – АНАЛИЗ ПО ППС

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
— 90% обеспеченность ученой степенью ППС;
— 90% обеспеченность званиями, приравненных к ученой степени: членство в Союзе художников, членство в Союзе дизайнеров, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов
— ключевые компетенции ППС;
— активное взаимодействие опытных и молодых педагогов;
-методико-технологическая подготовленность ППС;
— разносторонность научных и творческих интересов ППС. ВОЗМОЖНОСТИ
— 50% обеспеченность степенью доктора наук ППС;
— повышение квалификации в ведущих вузах РФ и зарубежных стран;
— расширение научных исследований;
— продолжение развития международных и творческих контактов;
— активизация профессиональной и творческой деятельности ППС;
— привлечение к работе ведущих преподавателей по всем направлениям подготовки.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
— отсутствие стажировок и других форм повышения квалификации при ведущих вузах РФ в зарубежных странах;
— недостаточность научных исследований, направленных на изучение спроса рынка труда по выпускаемым специальностям;
— недостаточность учебных пособий, научных статей ВАК РФ, в связи с высокой стоимостью публикаций. УГРОЗЫ
— снижение престижа педагогической профессии (низкий заработок, увеличение нагрузок на преподавателя, низкая социальная защищенность);
— сокращение количества учебных дисциплин и учебных часов по дисциплинам.

3. МИССИЯ ИНСТИТУТА

Институт видит свою миссию в изучении, сохранении и приумножении культурных и художественных ценностей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и России; внедрении социокультурных технологий и проектов, способствующих культурному и художественному развитию региона; в подготовке квалифицированных кадров на основе интеграции учебного процесса; формировании гражданских и нравственных качеств личности. Подготовка кадров осуществляется с учетом педагогических традиций, культурного опыта российского государства и общечеловеческих художественных ценностей мировой культуры.
Институт позиционирует себя как образовательное учреждение, отвечающее на современные запросы рынка труда в области науки, образования, культуры и искусства, интегрированное в реальный сектор консалтинговых услуг, удовлетворяющий спрос потребителей на востребованные образовательные услуги на региональном и российском уровне, посредством обеспечения высокого качества подготовки специалистов.

4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДО 2022 ГОДА

В целях развития Института определены в качестве приоритетных следующие направления деятельности: образовательная, информационная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная, международная.

Основные мероприятия и индикаторы развития Института
№ Мероприятия Сроки Индикаторы Ответственные
1 2 3 4 5
Образовательная деятельность Института
Основная задача: развитие Института как образовательного центра по изучению, сохранению и развитию культуры и искусства.
1 2 3 4 5

1. Повышение качества образовательного процесса Постоянно Результаты зачетно-экзаменационных сессий, ИА, ИГА, тестирования. Ректорат,
зав. кафедрами, ППС
Института
2.

Расширение спектра реализуемых ООП
в области профильной подготовки и дополнительного образования. Постоянно

Получение лицензии
Ректорат,
зав. кафедрами, ППС
Института
3 Переход на ФГОС(3+) ВО 2016-2022 гг. Разработка учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС(3+) ВО Ректорат,
зав. кафедрами, ППС
Института
4 Внедрение инновационных образовательных технологий
2016-2022 гг. Реализация учебных дисциплин с применением инновационных технологий Зав. кафедрами, ППС
Института
5 Аккредитация ООП по всем направлениям подготовки 2016-2022 гг. Свидетельство об аккредитации Ректорат, зав.кафедрами, ППС Института
6 Проведение курсов повышения квалификации ППС. 2016-2022 гг. (по заявкам) Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Ректорат
Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса Института
Основная задача: информационное обеспечение учебного процесса
1 2 3 4 5

1. Пополнение фонда библиотеки в соответствии с направлениями подготовки и лицензионным требованиям В теч. всего периода Выполнение лицензионных требований Зав.
библиот.,
зав. кафедрами
2. Создание фонда электронных учебных изданий В теч. всего периода База данных электронных учебных изданий Зав.
библиот.,
зав. кафедрами, ППС Института
Воспитательная деятельность Института
Основная задача: формирование личности педагога, обладающего профессиональными знаниями и компетенциями

1 2 3 4 5

1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательной работы со студентами.
В теч. всего периода Динамика личностного роста (диагностика) Зав. кафедрами, ППС Института
2. Внедрение и реализация документов ФГОС ВО по воспитательной работе в образовательный процесс.
В теч. всего периода Наличие документов Зав. кафедрами, ППС Института
3. Анализ воспитательной значимости социально-педагогических учебных программ. В теч. всего периода Мониторинг социально-педагогических учебных программ Зав. кафедрами, ППС Института
5. Создание педагогического резерва из студентов старших курсов для работы кураторами студенческих групп. 2011-2015гг. Студенты старших курсов, выполняющие деятельность куратора студенческих групп Зав. кафедрами, ППС Института
Учебно-методическая деятельность Института
Основная задача: формирование рабочих программ в соответствии с компетентностным подходом ФГОС (3+) ВО

1 2 3 4 5

1. Корректировка учебных планов и рабочих программ с учетом требований ФГОС (3+) ВО работодателей Регу-лярно Соответствие уч. планов и рабочих программ требованиям
ФГОС (3+) ВО. Зав. кафедрами, ППС Института
2 Обеспечение учебных дисциплин ООП учебно-методическими комплексами (УМК) 2016-2022 гг. 100% обеспеченность УМК Зав. кафедрами, ППС Института
3 Разработка и внедрение электронных УМК в соответствии с требованиями ФГОС (3+) ВО. 2016-2022 гг. 50% ЭУМК от общего количества УМК Зав. кафедрами, ППС Института
4 Внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс и его методическое оформление постоянно Банк данных инновационно-образовательных технологий и методик Зав. кафедрами, ППС Института
5 Подготовка и издание учебных пособий (с грифом федерального значения: УМО; УМС и др.). В теч. всего периода Не менее 1 издания с грифом УМО Зав. кафедрами, ППС Института
6 Организация научных исследований и творческих проектов В теч. всего периода Ежегодно Зав. кафедрами, ППС Института
7 Повышение результативности НИРС через участие студентов в конференциях, научных исследованиях, творческих проектах, выполнение курсовых и дипломных проектов. В теч. всего периода Участие в студенч. олимпиадах, конкурсах, конференциях и др. Зав. кафедрами, ППС Института
Международная деятельность Института
Основная задача: международные контакты по обмену опытом и реализацией совместных проектов в сфере науки, образования, культуры и искусства

1 Проведение практики студентов в зарубежных странах по договорам сотрудничества (Германия, Хорватия, Китай) В теч. всего периода Зарубежная практика Зав. кафедрами
ППС Института
2 Обучение студентов из-за рубежа В теч. всего периода Дипломы Зав. кафедрами, ППС Института
3 Совместные научно-практические мероприятия с учеными зарубежных стран, публикация статей в иностранных журналах, участие в международных выставках. В теч. всего периода Международные конференции, симпозиумы, выставки Зав. кафедрами, ППС Института

Основные направления деятельности Института:
— Выполнение плана набора студентов на 100%;
— Повышение результативности методической и научно-исследовательской деятельности;
— Повышение качества образования студентов;
— Выпуск квалифицированных специалистов с высшим и послевузовским образованием в сфере науки, образования, культуры и искусства;

5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
НА ПЕРИОД 2016 -2022 ГОДЫ

Концепция определяет перспективу развития Института в соответствие с модернизацией российского образования и реализацией Болонского соглашения. В связи с переходом высшей школы на двухуровневую систему подготовки, возникает необходимость корректировки модели выпускника: бакалавр-магистр, спеицалист-магистр. Отсюда, в реализации Концепции развития Института на период до 2022 года выделяются следующие этапы:
1 этап – краткосрочная программа (2016-2017 гг.) – реализация первоочередных задач и создание предпосылок для решения стратегических целей (переход на ФГОС(3+) ВО), очередное лицензирование и аккредитация Института;
2 этап – среднесрочная программа (2018-2019 гг.) – расширение спектра научных и творческих проектов и образовательных услуг Института и повышение качества подготовки специалистов сферы науки, образования, культуры и искусства.
3 этап – долгосрочная программа (2020-2022 гг.) – усиление роли Института как ведущего образовательного и творческого центра в области культуры и искусства.

6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА

Кадровый состав Института дает возможность обеспечить все направления подготовки бакалавриата на 100%. Для устойчивого развития Института необходимо открыть направления подготовки магистратуры по специальностям: Культурология, Искусствоведение, Дизайн.
МАГИСТРАТУРА по Культурологии
Профиль: Управление и экспертиза социокультурной деятельности.
Экзамены и условия при поступлении: Собеседование. Научные публикации.
Обучение по специальности состоит из трех основных циклов: гуманитарный, естественнонаучный и профессиональный.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки:
-Проводить научно исследовательские и экспертные работы в области культуры и искусства;
-Анализировать факторы, влияющие на развитие культуры и искусства;
-Обучать основам культуры и искусства;
-Объяснять процессы развития культуры и искусства.
МАГИСТРАТУРА по Искусствоведению
Профиль: Управление и экспертиза художественной деятельности.
Экзамены и условия при поступлении: Собеседование. Научные публикации.
Обучение по специальности состоит из трех основных циклов: гуманитарный, естественнонаучный и профессиональный.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки:
-Проводить научно исследовательские и экспертные работы в области культуры и искусства;
-Анализировать факторы, влияющие на развитие культуры и искусства;
-Создавать и подготавливать выставки и экспозиции;
-Обучать основам культуры и искусства;
-Объяснять процессы развития мирового искусства.
МАГИСТРАТУРА по Дизайну
Профиль: Художественный анализ и экспертиза дизайнерских работ.
Экзамены и условия при поступлении: Собеседование. Научные публикации.
Обучение по специальности состоит из трех основных циклов: гуманитарный, естественнонаучный и профессиональный.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки:
-Проводить научно исследовательские и экспертные работы в области дизайна, культуры и искусства;
-Анализировать факторы, влияющие на развитие дизайна, культуры и искусства;
-Создавать и подготавливать выставки и экспозиции;
-Обучать основам дизайна, культуры и искусства;
-Объяснять процессы развития дизайна и мирового искусства.
Магистерские программы рассчитаны на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных, социальных и культурологических наук, а также на специалистов по направлениям подготовки: «Культурология», «Искусствоведение», «Дизайн», «История» и других специальностей. Для создания магистратуры Институт сотрудничает с организациями и учебными заведениями, заинтересованных в сотрудничестве в сфере науки, образования, культуры и искусства.
В процессе реализации Концепции развития Института должны открыться новые профили направлений подготовки бакалавров, подготовлена база для открытия магистратуры. В результате повышения качества высшего образования формируется профессиональный, конкурентоспособный специалист, востребованный на рынке труда, что является главной целью реформирования учебного процесса Института.

Концепция развития разработана Л.В.Санжеевой, доктором культурологии, профессором кафедры культурологии и искусствоведения, проректором по научной работе.

Концепция развития обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета института НОУ ВПО «ИДПИГО». Протокол № ____, от _______________2016г.